- 2 -

Царь Алексей Михайлович

в живописи и литературе

 

«Царь Алексей Михайлович».
Династия Романовых из «Российского Царственного Дома».
1893-1898.

"Царь Алексей Михайлович". Династия Романовых из "Российского Царственного Дома". 1893-1898.

 

«Царь Алексей Михайлович».
Из книги «Родословие».
XVII век.

"Царь Алексей Михайлович". Из книги "Родословие". XVII век.

Котошихин, описывая быт высших московских классов, говорит, что Московского государства люди «домами своими живут негораздо устроенными», а в домах своих живут «без великого ж устроения», без особенного удобства и благолепия. На рисунках упомянутого Мейерберга видим митрополита крутицкого, едущего в неуклюжих санях, и наглухо закрытую кибитку, в какой выезжала царица. Теперь, подражая иноземным образцам, царь и бояре в Москве начинают выезжать в нарядных немецких каретах, обитых бархатом, с хрустальными стеклами, украшенных живописью; бояре и богатые купцы начинают строить каменные палаты на место плохих деревянных хором, заводят домашнюю обстановку на иноземный лад, обивают стены «золотыми кожами» бельгийской работы, украшают комнаты картинами, часами, которые царь Михаил, невольный домосед с больными ногами, решительно не знавший, куда девать свое время, так любил, что загромоздил ими свою комнату, заводят музыку, на пирах: у царя Алексея во дворце во время вечернего стола «в органы играл немчин, в трубы трубили и по литаврам били». Иноземное искусство призывалось украшать туземную грубость. Царь Алексей своему любимцу, воспитателю и потом свояку, боярину Б. И. Морозову подарил свадебную карету, обтянутую золотой парчою, подбитую дорогим соболем и окованную везде вместо железа чистым серебром; даже толстые шины на колесах были серебряные. В 1648 г., грабя дом Морозова, мятежники ободрали и исковеркали эту драгоценность. Тот же царь на помянутом вечернем пиру с немецкой музыкой жаловал своих гостей с духовником своим включительно, напоил всех допьяна; разъехались далеко за полночь. Московским послам предписывалось подговаривать за границей на государеву службу трубачей самых добрых и ученых, которые умели бы со всяким свидетельством на высокой трубе танцы трубить. При дворе и в высшем кругу развивается страсть к «комедийным действам» — театральным зрелищам. Не без религиозной робости отважились в Москве на это увеселение, «бесовскую игру, пакость душевную», по воззрениям строгих блюстителей истого благочестия. Царь Алексей советовался об этом с духовником, который разрешил ему театральные зрелища, приводя в оправдание примеры византийских императоров. «Комедии» играла на придворной сцене драматическая труппа, спешно набранная из детей служилых и торговых иноземцев и кое-как обученная пастором лютеранской церкви в Немецкой слободе магистром Иоганном Готфридом Грегори, которому царь в 1672 г. на радости о рождении царевича Петра указал «учинить комедию». Для этого в подмосковном селе Преображенском, впоследствии любимом месте игр Петра, построен был театр, «комедийная хоромина». Здесь в конце того года царь и смотрел поставленную пастором комедию об Эсфири, так ему понравившуюся, что он пожаловал режиссера «за комедийное строение» соболями ценой до 1500 рублей на наши деньги. Кроме Эсфири, Грегори ставил на царском театре еще Юдифь, «прохладную», т.е. веселую, комедию об Иосифе, «жалостную» комедию об Адаме и Еве, т.е. о падении и искуплении человека, и др. Несмотря на библейские сюжеты, это были не средневековые нравоучительные мистерии, а переводные с немецкого пьесы нового пошиба, поражавшие зрителя страшными сценами казней, сражений, пушечной пальбой и вместе с тем (за исключением трагедии об Адаме и Еве) смешившие примесью комического, точнее, балаганного, элемента в лице шута, необходимого персонажа такой пьесы, с грубыми, часто непристойными выходками. Спешили заготовить и своих природных актеров. В 1673 г. у Грегори уже училось комедийному делу 26 молодых людей, набранных в комедианты из московской Новомещанской слободы. Не успели еще завести элементарной школы грамотности, а уже поспешили устроить театральное училище. От комедий с библейским содержанием скоро перешли и к балету: в 1674 г. на заговенье царь с царицей, детьми и боярами смотрели в Преображенском комедию, как Артаксеркс велел повесить Амана, после чего немцы и дворовые люди министра иностранных дел Матвеева, также обучавшиеся у Грегори театральному искусству, играли на «фиолях, органах и на страментах и танцевали». Все эти новости и увеселения, повторю, были роскошью для высшего московского общества; зато они воспитывали в нем новые, более утонченные вкусы и потребности, незнакомые русским людям прежних поколений.

Василий Осипович Ключевский. «Курс русской истории».

* * *

 

«Алексей Михайлович, царь и самодержец всероссийский».

"Алексей Михайлович, царь и самодержец всероссийский".

 

Христиан Альбрехт Вортман.
«Портрет царя Алексея Михайловича».
Первая половина XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Христиан Альбрехт Вортман. "Портрет царя Алексея Михайловича". Первая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Христиан Альбрехт Вортман.
«Портрет царя Алексея Михайловича».
Первая половина XVIII века.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Христиан Альбрехт Вортман. "Портрет царя Алексея Михайловича". Первая половина XVIII века. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

«Царь Алексей Михайлович».

"Царь Алексей Михайлович".

 

«Старина Москвы».
«В тереме царя Алексея Михайловича. Моленная. XVII столетие.»

"Старина Москвы". "В тереме царя Алексея Михайловича. Моленная. XVII столетие."

 

«Старина Москвы».
«Тронная в тереме Алексея Михайловича. XVII столетие.»

"Старина Москвы". "Тронная в тереме Алексея Михайловича. XVII столетие."

 

«Трон царя Алексея Михайловича».

"Трон царя Алексея Михайловича".

 

Клавдий Васильевич Лебедев.
«Подмосковные крестьяне приносят жалобу на притеснения бояр царю Алексею Михайловичу при возвращении его с богомолья от Троицы».

Клавдий Васильевич Лебедев. "Подмосковные крестьяне приносят жалобу на притеснения бояр царю Алексею Михайловичу при возвращении его с богомолья от Троицы".

 

Вячеслав Григорьевич  Шварц.
«Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче».
1865.

Вячеслав Григорьевич Шварц. "Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче". 1865.

При Алексее Михайловиче Романове и его сыне Фёдоре, были уничтожены последние староверы. Также сожжены «Разрядные книги» и почти все подлинные документы до романовской истории Руси. Тишайший Алексей Михайлович окончательно узаконил рабство на Руси (крепостничество) и добил ростки грамотности среди населения страны.

Владимир Пятибрат. «Глубинная книга».

* * *

 

Ф. Юргсон.
«Рождественские столы для нищей братии при царе Алексее Михайловиче».

Ф. Юргсон. "Рождественские столы для нищей братии при царе Алексее Михайловиче".

 

Андрей Петрович Рябушкин.
«Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче».

Андрей Петрович Рябушкин. "Выезд на соколиную охоту при царе Алексее Михайловиче".

 

Виктор Михайлович Васнецов.
«Выезд царя Алексея Михайловича на охоту».

Виктор Михайлович Васнецов. "Выезд царя Алексея Михайловича на охоту".

 

Елена Доведова.
«Алексей Михайлович с любимым соколом».

Елена Доведова. "Алексей Михайлович с любимым соколом".

Царь Алексей Михайлович предпочитал охотится с ловчими птицами – соколами и кречетами – на лебедей, уток, гусей и даже составил книгу «Урядник сокольничья пути» о правилах и секретах соколиной охоты.

«Боги, люди, собаки». Санкт-Петербург, «Арка». 2010 год.

* * *

 

Игорь Геннадьевич Машков.
«Соколиная охота Алексея Михайловича».
1990.

Игорь Геннадьевич Машков. "Соколиная охота Алексея Михайловича". 1990.

 

«Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы».

"Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы".

Для любимой соколиной потехи царя Алексея на царских дворах содержали больше 3 тысяч соколов, кречетов и других охотничьих птиц, а для их ловли и корма – больше 100 тысяч голубиных гнезд. Для ловли, выучки и содержания тех птиц в «сокольничьем пути», т. е. ведомстве, служило больше 200 человек сокольников и кречетников. В конюшенном ведомстве числилось свыше 40 тысяч лошадей, к которым приставлено было чиновных людей, столповых приказчиков, конюхов стремянных, задворных, стряпчих, стадных и разных ремесленников больше 600 человек. Это были большею частью все люди породою «честные», не простые, были пожалованы денежным жалованьем и платьем погодно и поместьями и вотчинами, «пили и ели царское».

Василий Осипович Ключевский. «Пётр Великий».

* * *

 

Андрей Петрович Рябушкин.
«Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле».
1897.

Андрей Петрович Рябушкин. "Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле". 1897.

 

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев.
«Зерцало царя Алексея Михайловича».
1853.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев. "Зерцало царя Алексея Михайловича". 1853. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев.
«Кончар, поднесенный царю Алексею Михайловичу греком Дмитрием в 1657 году, и старинный кончар».
1853.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Литограф Ф. Дрегер. автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев. "Кончар, поднесенный царю Алексею Михайловичу греком Дмитрием в 1657 году, и старинный кончар". 1853. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев.
«Саадак царя Алексея Михайловича и колчан».
1853.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев. "Саадак царя Алексея Михайловича и колчан". 1853. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев.
«Саадак царя Алексея Михайловича. Налучие.»
1853.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Литограф Ф. Дрегер. Автор оригинала Фёдор Григорьевич Солнцев. "Саадак царя Алексея Михайловича. Налучие.".

 

«Царь Алексей Михайлович принимает императорского посла барона Мейерберга».

"Царь Алексей Михайлович принимает императорского посла барона Мейерберга".

 

Н. Ф. Некрасов.
«Составление Соборного Уложения при царе Алексее Михайловиче».

Н. Ф. Некрасов. "Составление Соборного Уложения при царе Алексее Михайловиче".

 

Борис Чориков.
«Царь Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное Уложение. 1648 год.».

Борис Чориков. "Царь Алексей Михайлович утверждает вновь составленное Соборное Уложение. 1648 год.".

 

Неизвестный художник.
«Портрет царя Алексея Михайловича Романова».
Конец XVIII-начало XIX вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Неизвестный художник. "Портрет царя Алексея Михайловича Романова". Конец XVIII - начало XIX вв.". Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

«Портрет царя Алексея Михайловича».

"Портрет царя Алексея Михайловича".

 

«Портрет царя Алексея Михайловича».

"Портрет царя Алексея Михайловича".

 

Адриан Схоонебек, Питер Пикарт.
Пять вариантов погрудного портрета царя Алексея Михайловича?.
Конец XVII-начало XVIII вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан Схоонебек, Питер Пикарь. Пять вариантов погрудного портрета царя Алексея Михайловича? Конец XVII - начало XVIII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

Адриан Схоонебек, Питер Пикарт.
«Погрудный портрет царя Алексея Михайловича».
Конец XVII-начало XVIII вв.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Адриан Схоонебек, Питер Пикарт. "Погрудный портрет царя Алексея Михайловича". Конец XVII - начало XVIII вв. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Вот будет зима, начнется любимая царская забава. Государевы стольники – это вроде камер-юнкеров – будут нарочно во дворец к высочайшему выходу опаздывать. А знаете почему? Потому что опоздавших монарх велит в пруду купать и радуется, как ребенок, в ладоши бьет. Стольники нарочно орут пожалостливей да посмешней, чтобы его помазанному величеству угодить. Некоторые, конечно, от такого купания простужаются и помирают, но бывает и так, что Алексей Михайлович смилуется и пожалует что-нибудь: шубу для согрева или деревеньку на прокорм. Вот такие здесь дворяне.

Борис Акунин. «Алтын-Толобас».

* * *

 

Фредерик Мушерон.
«Подлинный портрет кота великого князя Московии (царя Алексея Михайловича)».
1661.

Фредерик Мушерон. "Подлинный портрет кота великого князя Московии (царя Алексея Михайловича)". 1661.

Итак, продолжаю я, время было паршивое - так будет точнее и справедливее по отношению ко времени, когда на Руси правил второй царь из дома Романовых по имени Алексей Михайлович. Раньше историки о нем писали, что это был добродушный дядька, любивший пошутить с боярами, недаром его прозвали "тишайшим". Возьмет "тишайший" да и спихнет боярина с моста в речку, а сам сверху смотрит - как, мол? Сразу потонет или еще барахтается, сучий сын? Играл царь-батюшка с лакеями в шашки, а своего кота столь любил и жаловал, что заезжему художнику-французу велел исполнить котовский портрет:

- Чтобы вышел как есть натурально! Пусть и в Европах людишки ведают, что я добр и на своего кота печенок гусиных никогда не жалел... Гляди сам, морда-то у него сколь разъехалась! Одни усы-то чего стоят... До чего же хорош, каналья!

Теперь о царе Алексее рассказывают и другое: был он вероломен и подозрителен, бунты народные подавлял жестоко, всюду ему виделись заговоры, будто бабки дворовые хотели извести его наговорами, подкидывая к дверям комки шерсти или хлебный мякиш. Однажды заболевшему царю врач пустил кровь, и царь, восстав с ложа, указал врачу пустить кровь всем его боярам. Один только боярин Родион Стрешнев заартачился:

- На што мне эка морока? Я ить здоров, аки бык. Тут царь избил здорового до появления крови:

- Не желаешь ты моему величеству услужити... Время, повторяю, было паршивое. Хотя царь и считался "тишайшим", но тишину на Руси все время нарушали войны и народные возмущения. Именно при Алексее состоялось воссоединение Украины с Россией, русские и украинцы вели мучительные войны с соседями.

Валентин Пикуль. «История одного скелета».

* * *

 

Сергей Николаевич Ефошкин.
«Выход царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. XVII век.».

Сергей Николаевич Ефошкин. "Выход царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. XVII век.".

 

«Русская одежда с XIV до XVIII столетия. Турский кафтан и шапка мурмолка. (Вид изображает часть Коломенского Дворца Царя Алексея Михайловича).».

"Русская одежда с XIV до XVIII столетия. Турский кафтан и шапка мурмолка. (Вид изображает часть Коломенского Дворца Царя Алексея Михайловича).".

 

«Полтина. Царь Алексей Михайлович на коне.»
Лицевая сторона.
1654.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

"Полтина. Царь Алексей Михайлович на коне.". Лицевая сторона. 1654. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

1 ...

 

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-1676)

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

 

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: